Виды дорожных катков: различия и применение
В процессе создания дорог, уплотнения грунтов, выравнивания асфальтобетона используется специализированная строительная техника, в частности – дорожные катки. На рынке существует множество модификаций этого оборудования. Сегодня можно купить дорожный каток для выполнения небольшого объема работ и для интенсивной эксплуатации, имеющий малый вес и характеризующийся внушительной массой, рассчитанный на высокоскоростную работу и функционирующий в стандартном режиме.
Принцип действия и способ перемещения
Ключевые классификации дорожных катков касаются особенностей передвижения и функционирования данной техники.
- По способу преодоления расстояний выделяют катки ручные, прицепные, самоходные. Первые и вторые двигаются только с посторонней помощью (человек, трактор). Вторые имеют двигатель и органы управления, способны работать в режиме самоходной машины.
- По воздействию техники на дорожное полотно различают оборудование статического и вибрационного типа. Первые производят укладку дороги за счет только лишь своего веса и/или дополнительных грузов. Вторые функционируют с использованием технологии вибрации вальца, что приводит к изменению динамической нагрузки.
Также стоит отметить, что все разнообразие катков для строительства дорог можно разделить на 2 класса: грунтовые и асфальтовые. Первые лучше себя зарекомендовали на уплотнении насыпных материалов. Вторые идеально работают на асфальтобетонных смесях (как с высокими температурами, так и охлажденных).
Конструктивные особенности
Эксперты выделяют несколько классификаций дорожной техники с учетом конструкции катков и характеристик их рабочих элементов.
- В зависимости от числа осей различают одно-, двух- и трехвальцовые системы. Одновальцовые катки привлекаются в ходе ямочного ремонта, создания парков и объектов ландшафтного дизайна. Двухвальцовые хорошо уплотняют асфальт и гравий. Трехвальцовые считаются наиболее мощными, способными работать практически с любыми материалами: от щебня до песка. Их задействуют даже на мостах и эстакадах.
- С оглядкой на тип и количество вальцов, которыми утрамбовывается поверхность дороги, катки классифицируют на пневмоколесные, решетчатые, кулачковые, гладковальцовые и универсальные (комбинированные). Решетчатые идеально подходят для работы на участках, где присутствуют твердые образования в грунте, нуждающиеся в планомерной ликвидации. Кулачковые вальцы способны придавать обрабатываемой поверхности более плотную структуру. Пневматическое оборудование напоминает колесные машины, с его помощью удобно уплотнять насыпь, формировать прочное герметическое покрытие.
Стоимость оборудования, имеющего различную конфигурацию, различается и иногда – очень сильно. Так, например, цена дорожного катка XCMG с пневматическими колесами будет иной, чем стоимость одновальцового виброкатка или компактного мини-катка.